Размер шрифта:

Страничка Инструктора по физической культуре

Консультация для родителей  на тему: «Здоровье своими руками»

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным  и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников (Осокиной Т.И., Хухлаевой Д.В. и др.), утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма.

Нестандартное оборудование-это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.

Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

*  обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать чувство формы и цвета.

4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Что же нужно сделать, чтобы занятия физкультурой дома стали более интересными для маленьких детей? Оказывается, что спортивное оборудование можно сделать своими руками. Оно должно быть изготовлено с учетом возрастных особенностей детей, эстетично оформленное и безопасное в применении.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальное его применение в течение всего дня в разных формах и видах деятельности: в утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна, в подвижных и малоподвижных играх.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Примеры нестандартного оборудования: дорожки здоровья, ленточки, султанчики, косички, канаты, платочки.

Подарите детям радость движения, и тогда ребенок приобретет, и сохранит полезную привычку на все жизнь, а качество и продолжительность жизни зависит именно от этого.

 

«Весёлое лето» (летние игры вместе с детьми)

Лето – отличное время отдыха от занятий, возможность больше проводить времени на воздухе и общаться со своей семьёй. Провести весёлые выходные на даче, в парке, во дворе вам помогут игры, в которые вы сами играли в детстве и игры, придуманные вместе с ребёнком. Упражнения и игры на природе дают значительный физический и эмоциональный запас сил для полноценного развития ребёнка, повышают иммунитет и укрепляют семейные отношения.
Найдите, создайте время поиграть с ребёнком, позаботьтесь о том, чтобы в семье были мячи, скакалки, ракетки для бадминтона, велосипеды или самокаты. Поддерживайте и хвалите ребёнка в его стремлении побегать, попрыгать, полазать. Главное, делайте всё ВЕСЕЛО!

Мы хотим напомнить вам несколько игр и упражнений, которые вы можете использовать на прогулке:

«Весёлая зарядка»
Выполняйте любые танцевальные движения под музыку или поиграйте в «обезьянок»: поочерёдно показывайте различные движения и точно повторяйте друг за другом.
«Силачи»
Потренируйтесь в перетягивании каната(палки, верёвки), помогите ребёнку подтянуться на перекладине, научите его отжиматься .

Игры с мячом
«Я знаю пять названий…»
Перебрасывайте мяч друг другу и называйте, например, имена, названия цветов, марки автомашин и т.д
«Повтори за мной»
Подбросьте мяч несколько раз, пусть ребёнок посчитает и выполнит столько же бросков.
«Меткий мяч»
Бросайте поочерёдно мяч в цель(корзину, нарисованный круг, ящик, ведро), постепенно увеличивая расстояние до цели. Кто самый меткий?
«Паучий футбол»
Игру в любимый футбол можно провести в положении упора сидя сзади(«паук»), передвигаясь на руках и ногах. Ворота можно изобразить в виде круга или ограничить бутылками с водой(брызгалки). Проигравшего можно обрызгать.
«Летучий мяч»
Натяните во дворе верёвку и перебрасывайте мяч через неё. За каждую потерю мяча назначьте штраф, например, 5 раз подпрыгнуть, 6 раз присесть и т.д.

Игры с прыжками
«Кто дальше?»(«через яму», «лягушки»)
«Допрыгни до…» (ладошки, мяча, ветки, «поймай комара»)
«Кто как прыгает?»(кузнечик, воробышек, лягушка и т.д)
«Ловкая скакалочка»(посчитайте количество прыжков, например, за 1 минуту. Кто больше?)

Игры с бегом
«Самый быстрый»(кто быстрее добежит до дерева, до папы, до мяча?)
«Ловишки»
Варианты: ловишка не ловит, если убегающий…встал на одну ногу, дотронулся до дерева, присел, стоит неподвижно, поднял ноги от земли, забрался на возвышение.

Устройте семейный «День здоровья», «Семейные Олимпийские игры» или «Дворовые первенства».
Не забывайте про спортивные игры, катание на велосипедах, совместные походы, плавание. Очень важно выслушать самого ребёнка и понять, что ему нравится, во что он готов поиграть. Помните: принуждение к упражнениям останется в памяти и подсознании вашего ребёнка и может вызвать в будущем негативную реакцию на различные типы двигательной активности.
Движения, приносящие радость – залог здоровья и успешности!

Инструктор физической культуры: Галина Михайловна Волкова

 Ведущие странички:   Инструктора физической культуры  нашего детского сада —   Волкова Галина Михайловна , Федорова Татьяна Анатольевна

 

«История изобретения»

Пусть зимы в этом году мы толком и не видели ещё, мечтать о ней нам ничего не мешает. Но, если честно, то мечтаем мы не столько о зиме, сколько о зимних забавах. Ведь каждую зиму мы катаемся на коньках и непременно, хоть разочек, скатываемся на санках с горы. Так будет и в эту зиму, я в этом ни капли не сомневаюсь. Но пара вопросов, заданных детьми, заставила меня срочно искать ответы. Спрашивали о том, как появились коньки, санки и лыжи. Пришлось начать поиски в интернете, энциклопедиях.    

История изобретения коньков Своё название коньки обрели благодаря русским людям. Деревянные коньки, точнее их передняя часть, были украшены головами коней. Ласкательно их звали, как вы понимаете, «коньки». Но появились приспособления для передвижения по льду задолго до нас. Археологические раскопки, проведённые в 1967 году вблизи города Одесса, позволили определить, что первые «коньки» принадлежали киммерийцам, жившим более 3 тыс. лет назад. Изготовлены были эти приспособления из костей домашних животных, заточенных с одной стороны и с отверстиями для крепления обуви с обоих концов. Естественно, что устоять на таких «коньках» было сложно, поэтому люди использовали палки (похожие на современные лыжные палки). В Нидерландах помимо «костяных» коньков использовали деревянные башмачки (в дальнейшем их снабдили металлическими полозьями – сначала из бронзы и железа, затем – из стали). А приклепать обувь к конькам первым предложил Пётр I. Благодаря раскопкам мы знаем теперь, что в Древней Руси коньки делали из копыт лошадей (в них делали 3 отверстия – 2 у носка и 1 для фиксации пятки). И использовали их не всегда только для развлечения. Коньки помогали передвигаться по замёрзшим рекам и озёрам от селения к селению. Сколько изменений претерпели коньки за последние четыре столетия, не передать! Но эти приспособления для передвижения по льду прочно заняли свои позиции в современном мире. Большинство людей на коньках не просто катаются, а ещё и участвуют в соревнованиях, записываются в конькобежные клубы. Как впрочем, и любители скатываться со снежных горок на санках.        

История изобретения санок Сани или санки – это повозка на полозьях (без колёс), легко скользящих по снегу. Название «сани» произошло от слова «сань», означающее «змея» (согласитесь, ведь полозья саней, особенно старинных, похожи на змейку). На Руси сани называли также «дровни» (крестьянские открытые сани для перевозки дров, сена и т. п.), «возила», «розвальни» (крестьянские широкие и низкие сани без сидения, но с облучком, с расходящимися вширь от передка боками), «избушка», «каптана» (зимняя крытая повозка, в ней ездили князья, царицы с дочерьми), а также дорожные сани – пошевни (обшевни), чунки для катания ребятни с горок. Сани на Руси были самым распространённым средством передвижения из-за своей дешевизны. В них запрягали (да и сейчас порой запрягают: в сельских местностях стран, где зимы снежные и долгие) лошадей, собак, оленей, быков. Старинные сани, словно лодки с загнутыми краями впереди и позади, плыли по заснеженным дорогам. А сани для невесты украшались со всей тщательностью: их наряжали коврами, шелками (или атласом), бархатом. Даже упряжь выглядела нарядно. В церковь невеста ехала со свахами (они держали над девушкой соболиные меха), а из церкви в тех же санях – с женихом. Сейчас сани – развлечение детей и взрослых, сохранивших в себе детство, а также спортивный инвентарь для скоростного спуска по специально оборудованным горным трассам. Живущие в достатке люди приобретают себе аэросани, снегоходы и мотоциклы на лыжах.                                 

История изобретения лыж Есть два варианта. В первом случае вам нужно представить себе очень холодный климат, продолжительные снежные зимы, поселения в нескольких километрах друг от друга. Представили? А теперь попробуйте вообразить, как сложно было людям ходить на охоту, передвигаться между посёлками. Чтобы остаться целыми и невредимыми, не увязнуть в снежных сугробах (они порой бывают выше человеческого роста), люди изобрели снегоступы – деревянные дощечки с креплениями для обуви. Они были длиннее (около 100 см) и шире (примерно 15 – 20 см) обуви, чтобы увеличить площадь стопы и облегчить передвижение по глубокому снегу. Постепенно снегоступы превратились в лыжи. Во втором случае вспомним сани – их полозья отдалённо напоминают лыжи. Часто лыжи подбивали оленьей шкурой (использовалась шкура с ноги), чтобы легче было преодолевать склоны (подъём становился лёгким, а вот спуск становился проблемой). Но это было давно, хотя и встречаются в восточных районах России рыбаки и охотники, обряженные в подобие старинных лыж. В конце 19 века вскоре после зарождения лыжного спорта появились видоизменённые лыжи. Они стали уже (от 5 до 8 см) и длиннее (от 170 до 220 см) и «обзавелись» лыжными палками, помогающими удерживать равновесие и отталкиваться при движении лыжников. Сначала лыжи были деревянными, затем металлическими, а потом – пластиковыми. Последние – не намокают, практически не ломаются, отлично скользят (к ним не прилипает снег), особенно, если лыжи натереть специальной мазью. Вот и всё на сегодня про историю изобретения!

Расскажите детям познавательные  «Истории изобретения», и вместе наслаждайтесь  зимними прогулками !

            Инструктор физической культуры: Галина Михайловна Волкова!

Как выбрать коньки и лыжи для ребенка?

Пришла зима!  Время сказочное и веселое. Считается, что лето даёт больший

лыжи простор для спорта и развлечений, но это вовсе не так! Зима полна забавами и развлечениями. Наряду с новыми видами спорта, вновь в моду вошли катание на коньках и лыжах. Как правило, родители считают,что в 2-3 года заниматься этим еще рано. Действительно, подходящий для более-менее эффективного обучения возраст наступает около 5 лет. Однако если вы сами не мыслите выходных без лыжной прогулки или похода на каток, то «поставить» малыша на лыжи или коньки вполне реально. Как же правильно выбрать коньки и лыжи? Давайте разберемся вместе. Катание на коньках – полезное зимнее развлечение, с которым можно познакомить ребенка. Коньки потребуют от детей умения и смелости, ведь падать скорее всего они будут на них часто. Зато освоив основные азы конькового мастерства, они с удовольствием будут резать лёд. Что же предлагают производители самым маленьким начинающим фигуристам, хоккеистам и конькобежцам?  

Двухполозные коньки. Самый оптимальный вариант для начинающих: двухполозные коньки с креплениями на обуви. На них легко устоять на льду, а значит, ребенок будет меньше бояться и быстрее начнет делать первые успехи. Очень удобно брать их с собой на прогулку. Они легкие и не занимают много места. Как правило, такие коньки регулируются по размеру, для чего нужно передвинуть пяточную часть конька, установив её на нужном расстоянии.
Фигурные коньки Фигурные коньки состоят из ботинка и лезвия, которое крепится к ботинку шурупами. Чтобы избежать лишних травм, не экономьте и не берите коньки «на вырост». Их рекомендуется покупать максимум на 1 размер больше ноги. Коньки предпочтительно должны быть изготовлены их кожи. Обратите внимание на лезвие: чем оно длинее, тем меньше будет маневренность ребенка на льду. Матовый блеск — признак хорошего лезвия, такие коньки не понадобится часто затачивать и скольжение у них очень хорошее.
Хоккейные коньки
Задача таких коньков не только хорошо скользить, но и защищать ногу от травм и ударов шайбой. Хоккейные коньки, как правило, нужно покупать на 1 размер больше размера обычной обуви. Лезвие по длине должно совпадать с ботинком. Как правильно подобрать коньки: Примерять коньки лучше всего на теплые носки, в которых ребенок потом будет кататься. Наденьте расшнурованный ботинок на ногу. Нога должна плотно сесть, упираясь в заднюю часть ботинка. Зафиксируйте ногу шнуровкой. Теперь поставьте ребенка и посмотрите, ровно ли он стоит. В хорошо подобранном ботинке пятка зафиксирована, и ноги не выворачиваются наружу. Не забывайте о безопасности начинающих фигуристов. Купите комплект защиты (наколенники, налокотники и шлем).
Как правильно выбрать лыжи
Мало что может сравниться с воскресной прогулкой по заснеженному лесу на лыжах. А ведь лыжи – это не только приятное времяпровождение, но и хороший фитнес, способный улучшить работу сердца, привести в тонус фигуру.

Как правильно подобрать лыжи: лыжи1   Со взрослыми все просто, лыжи и лыжные палки подбираются соответственно росту. Длина лыж должна соответствовать высоте человека с вытянутой вверх рукой, лыжные палки должны доходить до подмышек того, кому подбираются палки. Новичкам рекомендуется выбирать лыжи на 5-10 см меньше. А вот детям по такой схеме подобрать невозможно. Для того чтобы ребенок мог правильно научится кататься – масса его тело должна быть такой, чтобы он смог прогнуть лыжу, касаясь снега средней ее частью. Иначе лыжи будут зарываться в снег. Для правильного подбора лыж воспользуйтесь нашей таблицей:

Вес ребенка Рекомендуемая длина лыж
Меньше 20 кг 70 см
20-30 кг 90 см
30-40 кг 100 см

Для детей весом более 40 кг можно подбирать лыжи по росту, как и для взрослых. При выборе лыжных ботинок или коньков не забывайте давно известный факт, что большинство травм дети получают из-за банального желания родителей сэкономить и купить лыжные ботинки или коньки «на вырост». Допускается запас не больше чем на 1 размер. Берегите себя и своих детей! Не следует пугаться, если после лыжной прогулки или катания на коньках ребёнок жалуется на боли в ногах. Это может быть результатом непривычной мышечной нагрузки, чрезмерной продолжительности прогулки. Однако если жалобы регулярно повторяются, необходимо проконсультироваться с врачом: нет ли у ребёнка плоскостопия. Используйте этот благоприятный возраст, чтобы привить малышу любовь к лыжам и конькам, и ваши усилия будут вознаграждены здоровьем и отличным настроением ребенка.

Успехов и хорошей зимней погоды! Федорова Т.А.

 

    МАМА, ПАПА, Я и МЯЧИК (автор Федорова Т.А.)

        Обычно каждая семья, отправляясь на прогулку, прихватывает с собой мячик. Но часто он так и проскучает весь день, абсолютно не востребованный. А, между тем, кроме хорошо известного всем пляжного волейбола, существует множество других веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Даже самый обычный футбол доставит малышам много радости. Особенно, если мама выступит в роли вратаря. Попробуйте поучить детей играть в волейбол, хотя для большинства малышей это слишком сложная задача. Для них подойдет игра, где мячик нужно не отбивать, а ловить. Например, такая. Все большие и маленькие игроки становятся в круг и начинают перебрасывать по кругу мячик. Темп постепенно нарастает. Если кто-либо из игроков роняет мяч — он выбывает из игры — выходит из круга. Остальные игроки остаются стоять на своем месте. Так, постепенно, расстояние между ними увеличивается, и ловить мяч становится все труднее. Выигрывает тот, кто остался последним. Эта игра — не только веселое развлечение, но и хорошая тренировка ловкости и координации движений.

   Можно поиграть и чуть иначе. Все игроки стоят по кругу, у двух играющих, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По команде игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко. Можно придумать для него в наказание какое-нибудь смешное задание.

      Если у вашей компании есть желание немного подвигаться, сыграйте в замечательную дворовую игру «штандер-стоп». А заодно расскажите малышам, как играли в нее когда-то сами, когда были такими же озорными мальчишками и девчонками. Итак, все игроки стоят посередине ровной площадки или полянки. Водящий подбрасывает вверх мяч, называя имя одного из участников игры. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, а все остальные разбегаются в разные стороны. Как только игрок поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все замирают на месте. Теперь новый водящий должен попасть мячом в кого-либо из игроков. Тот, в кого попали, становится водящим. Если бросавший промахнулся, водящим остается он. Играя в эту игру, не забудьте в азарте о том, что с вами малыши. Дайте возможность и им стать равноправными участниками игры. Вызывая ребенка, подбрасывайте мяч не высоко и ж отбегайте слишком далеко, чтобы маленькие ручки смогли добросить до вас мячик. Зато какой радостью будут светиться детские глазки) Ведь ничто так не сближает родителей и малышей, как совместные игры. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком, дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа — они такие же, как он, им можно доверять.

    А вот еще одна занятная игра с использованием мяча. К ветке дерева подвесьте на веревке мяч так, чтобы он почти касался земли (мячик можно положить в сетку, а уже к сетке привязать веревку). Под ним положите несколько мелких предметов (шишек, камешков, спичечных коробков, яблок). Игрок отводит мяч до уровня головы, затем отпускает его и бежит собирать то, что разложено на земле. Нужно собрать как можно больше предметов и вернуться на место, чтобы качающийся мяч вас не задел. В эту игру можно играть по очереди, а потом сосчитать собранные предметы и определить, кто из игроков оказался самым быстрым и ловким. А можно сыграть с малышами в тот же пляжный волейбол, только чуть изменить правила: мячик нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймал — садится в центр круга. Его можно «выручить» — попасть по нему мячом.

Попробуйте поиграть в эти игры и Вы получите массу приятных впечатлений, а у Вашего ребенка останутся замечательные воспитания от прогулки с родителями. :-P

«О ЗДОРОВЬЕ ВСЕРЬЕЗ»
Профилактика плоскостопия у дошкольников Маленькие дети проводят очень много времени в детском саду. К сожалению, у их родителей не всегда хватает времени регулярно заниматься лечебной гимнастикой, которая помогает предотвратить плоскостопие и другие заболевания. При этом болезнь у малышей быстро прогрессирует. Появляется плоскостопие из-за слабости мышц и связок ног. Профилактика плоскостопия в детском саду и направлена на укрепление связочного аппарата – нагрузка распре-деляется равномерно, исключая деформации стопы. В дошкольном возрасте стопа только формируется, поэтому очень важно, чтобы она приняла правильную форму и не доставляла в дальнейшем неудобств. Физические упражнения в детском саду со-ставляются с учетом необходимости профилактики заболевания. Разнообразные упражнения (ходьба на разных сторонах стоп, при-седания, бег, прыжки и т.п.) помогают укрепить двигательный ап-парат нижних конечностей. Каждодневная утренняя гимнастика – отличное средство, даже если плоскостопие уже начало проявлять-ся. Но родители не должны всю работу оставлять дошкольным учреждениям. Профилактика и лечение плоскостопия должны проводиться и в домашних условиях. В первую очередь, они должны уделять при-стальное внимание обуви ребенка: она должна быть удобной, соот-ветствовать размеру. Обязательно должен быть каблук 2-3 см. Нельзя донашивать обувь за кем-то – это должны быть только но-вые модели. Кроме того, в конце долгого дня можно сделать ребен-ку ванночку для ног и помассировать его ступни. Все это поможет снять усталость и напряжение с ног, поможет мышцам расслабить-ся. В нашем детском саду есть оборудование и инвентарь, исполь-зование которого делает профилактику этого заболевания более эффективной: обручи, наклонные и ребристые доски, гимнастиче-ская стенка, тренажеры, массажные коврики и т.п. Использование этих предметов во время зарядки существенно снижает риск воз-никновения заболевания. Кроме того, в детском саду обсуждают этот вопрос на групповых и общих родительских собраниях, оформляются стенды, папки-передвижки, проводятся совместные с родителями занятия-практикумы по физической культуре на кото-рых разучиваются специальные упражнения, способствующие раз-витию и укреплению мышц голени, стопы, пальцев. Летом можно обеспечить использование природно-оздоровительных факторов, прогулки босиком по разным поверхностям: гальке, песку, траве. Естественно, поверхности должны быть абсолютно безопасны. Дорогие родители, играйте, занимайтесь с детьми гимнастикой, выполняйте рекомендации специалистов, и ваша семья будет здоровой и счастливой. Радости и здоровья Вам вашим детям! Инструктор физической культуры: Галина Михайловна Волкова

 

       «Детский сад: территория здоровых детей и взрослых!»

semya-sport

В доброжелательной, творческой атмосфере в нашем детском саду прошли совместные познавательно-оздоровительные досуги для детей младших и средних групп. Вместе с мамами, папами, старшими сестричками и братишками дети совершили  путешествия  в сказки «Теремок»  и  «Волк и семеро козлят», много играли и выполняли полезные упражнения. Спасибо Вам, дорогие родители, за сотрудничество и понимание самой важной задачи в воспитании ребёнка – сохранение и укрепление здоровья. Ваше участие в совместной двигательной  деятельности – единственно возможный путь в реальном эмоциональном сближении с Вашим ребёнком, возможность более тонко и глубоко чувствовать его. Помните: базисом здоровья ребёнка является его эмоциональное благополучие. Надеемся, что наши встречи доставили Вам удовольствие, были интересны и познавательны. Мы всегда рады встрече с Вами и готовы оказывать помощь в вопросах оздоровления детей. 

С уважением, инструктор по физической культуре:  Галина Михайловна Волкова и Ольга Николаевна Прокуденкова.